Обобщающий текст Раннее Новое Время-часть 3
XVII столетие можно с полным правом назвать веком
пауки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках
и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Теперь она четко обособляется,
начинает существовать в чистом виде. В ней формируются фигуры ученых в
их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в.
таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них
особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Ньютон. XVII
век стал также началом научно-технического прогресса. Именно
на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с
маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Более сложной выглядит
ситуация с философией. Она также обособляется от других
областей культуры — в особенности от религии и литературы, с которыми у нее
вплоть до XVI в. сохранялись довольно тесные связи. Более того, многие философы
начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания
природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский
философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).Бэкон
является создателем эмпиризма, признающего чувственный опыт основным источником
наших знаний. Он строго отграничивал науку от религии, считая, что последняя не
должна вмешиваться в научные дела, что наука является главной формой подлинного
знания. Бэкон является автором известного лозунга: «Знание — сила!» .Декарт — в отличие от Бэкона — стал родоначальником
рационализма, согласно которому источником знания является разум, а не чувства.
Он является автором знаменитого афоризма: «Мыслю, следовательно,
существую». О нем трудно сказать, кем он был больше — философом или ученым,
ибо был не только философом, но и выдающимся математиком, физиком и физиологом,
внесшим огромный вклад в развитие этих наук. Декарт развивает идеи о культуре,
в основе которой будут лежать разум и наука, а не религия.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение,
преобразование; реформирование») — широкое религиозное и
общественно-политическое движение в Западной и Центральной
Европе XVI — начала XVII века, направленное на
реформирование католической Церкви. Её началом принято считать выступление
доктора богословия Виттенбергского университета Мартина
Лютера: 31
октября 1517 года он прибил к
дверям виттенбергской церкви свои «95
тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической
церкви, в частности против продажи индульгенций. На самом деле этот
документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом,
погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего
христианства.
В момент обнародования
своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами.
Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и
объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.В
1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с
"ересью" Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера
пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест. Именно с тех пор
приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали
называть протестантами.
Официальная католическая церковь сдаваться без боя,
тем не менее, была не намерена. Тридентский собор - XIX Вселенский собор
католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в
итальянском городе Тренте (Триденте) - был собран специально для противостояния
Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации. Еще пятью
годами раньше, в 1540 году, Игнатий Лойола основал "Общество Иисуса"
- будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с
Реформацией.
Жан Квальвин-основатель протестантского учения «кальвинизм».
Главная идея кальвинизма — учение об
«абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира»
предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор
бога абсолютно неизменен. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того,
чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах
представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности —
бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в
быту, дух предпринимательства
Итоги Реформации и Контрреформации
— Верующие Европы разделились на католиков и
протестантов
— Европа погрузилась в череду религиозных
войн (Тридцатилетняя война, религиозные войны католиков и гугенотов во Франции
(Варфоломеевская ночь).
Комментарии
Отправить комментарий