Обобщающий текст Раннее Новое Время-часть 3

XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Теперь она четко обособляется, начинает существовать в чистом виде. В ней формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями. Например, в XVI в. таковым являлся Н. Коперник. Теперь они существуют во множестве. Среди них особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Ньютон. XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Более сложной выглядит ситуация с философией. Она также обособляется от других областей культуры — в особенности от религии и литературы, с которыми у нее вплоть до XVI в. сохранялись довольно тесные связи. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) и французский философ Р. Декарт (1596-1650).Бэкон является создателем эмпиризма, признающего чувственный опыт основным источником наших знаний. Он строго отграничивал науку от религии, считая, что последняя не должна вмешиваться в научные дела, что наука является главной формой подлинного знания. Бэкон является автором известного лозунга: «Знание — сила!» .Декарт — в отличие от Бэкона — стал родоначальником рационализма, согласно которому источником знания является разум, а не чувства. Он является автором знаменитого афоризма: «Мыслю, следовательно, существую». О нем трудно сказать, кем он был больше — философом или ученым, ибо был не только философом, но и выдающимся математиком, физиком и физиологом, внесшим огромный вклад в развитие этих наук. Декарт развивает идеи о культуре, в основе которой будут лежать разум и наука, а не религия.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской  церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. На самом деле этот документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом, погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего христианства.
В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами. Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с "ересью" Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест. Именно с тех пор приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали называть протестантами.
Официальная католическая церковь сдаваться без боя, тем не менее, была не намерена. Тридентский собор - XIX Вселенский собор католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) - был собран специально для противостояния Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации. Еще пятью годами раньше, в 1540 году, Игнатий Лойола основал "Общество Иисуса" - будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с Реформацией.
Жан Квальвин-основатель протестантского учения «кальвинизм».
Главная идея кальвинизма — учение об «абсолютном предопределении», согласно которому бог еще до «сотворения мира» предопределил одних людей к «спасению», других к «погибели», и этот приговор бога абсолютно неизменен. Согласно кальвинизму, жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозгласил новые моральные ценности — бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства
Итоги Реформации и Контрреформации
— Верующие Европы разделились на католиков и протестантов
— Европа погрузилась в череду религиозных войн (Тридцатилетняя война, религиозные войны  католиков и гугенотов во Франции (Варфоломеевская ночь).



Комментарии